Регистрация | Вход
Фатализм - Форум
Приветствую Вас, Зритель · RSS 29.03.2024, 08:51
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Разное » Обо всём » Фатализм
Фатализм
Фаталист ли вы?
1.Да.[ 1 ][16.67%]
2.Нет.[ 3 ][50.00%]
3.Затрудняюсь ответить.[ 2 ][33.33%]
Всего ответов: 6
NovastormДата: Вторник, 06.05.2008, 01:25 | Сообщение # 1
Радикальный мечтатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 3044
Репутация: 42
Статус: Offline
Фатализм (от лат. fátalis — определённый судьбой) — вера в предопределённость бытия; в фатум (лат. fatum).

Фатум и восприятие времени

Для «наблюдателя» временные границы фатального мира — либо необозримы в целом, либо же время в нём протекает неизмеримо медленно. Когда такое «глобальное» пространство взаимодействует со множеством составляющих его «локальных» пространств (в которых, в частности, течение времени присутствует в измеримой степени), образуется феномен восприятия времени. Субъект умозрительно видит прошлое, настоящее и будущее, но как бы отдельно одно от другого. К прошлому этот субъект относится как к завершившемуся и «пассивному» опыту (уже не поддающемуся активному воздействию и запечатлённому в памяти). К будущему же — относится как к уже существующему, то есть заранее заложенному в само мироздание, но скрытому от восприятия и понимания. Потому (за исключением случаев предвидения) будущее и не поддаётся какому бы то ни было воздействию на него. К настоящему субъект относится по-разному: либо как к поддающемуся активному воздействию, но в очень узких и мало значащих рамках способностей отдельного индивида, либо как к лишь умом созерцаемому, воспринимаемому чувственно и никак не изменимому.

Фатум и свобода воли

Основная причина непризнания фатализма т. н. современным обществом, неприятия его всерьёз, это вера в спонтанность творческого процесса, безграничные возможности научного поиска, включающих в себя элемент безграничности, озарения. В то же время научный, инженерный подход, доверяющий лишь очевидному и непротиворечивому, настаивает на наличии таких закономерностей даже в творчестве…

Слово «фатализм» нередко употребляется также как синоним «бытового» пессимизма — от неверия в возможность благополучного исхода инициативы и до мрачной уверенности в отрицательном её результате.

Но всё же, кроме «обывательского пессимизма», более распространено античное, «философское» понимание фатума как соединения изначальных факторов неживой природы (всевозможные стихии) и последствия творения живых сущностей. Для античного человека все необоримые стихии, это — порождение «соответствующих» богов, «продукт их творческих усилий». Кроме свобод всё-могущих богов, в той же системе, в противовес и, одновременно, в дополнение понятию «фатум» существует ещё такая вещь как «жребий» (лат. fors). Это — словно бы «зазор», переменная в программе, благодаря которой реализация фундаментального высшего замысла приобретает живую индивидуальную вариабельность, а приносимые героями жертвы — действительное оправдание.

В связи с этим, фатум, фатальное — есть «коллективно» творимая и «уже-завершённая-в-будущем» машина, в которой пассивным участникам достаётся участь «винтика», «инструмента» («plebeium in circo positum est fatum», лат. — «толпа огорожена судьбиной»). Что касается активных героев, то у них — роль «сырья», «расходного материала». Таким вот образом фатум каждого живого существа и составляет единую «фатум-систему». В точности так, как из эпизодов и реплик складывается драматическое действие, происходящее в предлагаемых обстоятельствах и заканчивающееся предполагаемым образом. В этом свете бунт против рока — осмысленно совершаемый подвиг, уничтожающий героя, но влияющий на «машину» в целом; чреватая, но необходимая сущему «импровизация». («Fata volemtem ducunt, nolentem trahunt», лат. — «Желающих судьба ведёт, а не желающих — тащит»). Здесь сто’ит заметить, что эллинистические (и «дочерние» латинские) школы оперируют категорией рока-фатума в целом солидарно.

Если провести довольно условную параллель с «восточными доктринами», то в индийской традиции, по-видимому, фатуму как процессу наиболее близким будет такое понимание судьбы (дайва), в котором худая карма одного всё водит и водит по миру сансары («Колеса жизни»), а добрая другого — позволяет ему выйти из круга рождений. Причём, от Б-га закон независим (просто Б-гу рамки уже не нужны). В циклически повторяемом бытии мира, с его изначальной данностью, есть универсальный закон бытия (Дха́рма санскр. धर्म, dharma). В широком смысле такое относится как к индуизму, так и к буддизму.

Китайская философия, которую от «западной» отличает цельное (холическое) восприятие, понятие фатума не рассматривает в принципе, а более заботится о методах управления жребием (или, по большему счёту, взаимодействия с ним).

В философии еврейства тоже есть соответствие понятиям фатума и жребия, хотя довольно условное и своеобразное. В книге Мишна сказано: «Аколь цафуй, веарешут нетуна, убетов аолам нидон» — «Все предопределено, но свобода дана; а мир судится по благости». Условность такой параллели — вот в этом акценте на свободе воли, которая для еврея возведена в норму жизни.

В христианстве фатализм взаимно распределён самим фактом Завета между его сторонами — Отцом небесным и человеками. Спасение же христианина, возможность его обновления даны ему как дар: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Б-жий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Б-г предназначил нам исполнять» (Еф. 2, 8 — 10) Вот так. Как у человека есть «право греха-как-ошибки», так и у Отца — ответное право Страшного суда…

В догматике ислама термины «кадар» и «кадā'» означают Б-жеское предопределение, решение Аллаха, осуществления Его воли. Это не просто решение, а — справедливое решение, справедливое распределение. Это воля и мощь Аллаха, воплощённая соразмерно, правильно. Следовательно, в «фатализме» есть как основание для работы духа одних, так и оправдание уныния — для других…

В трёх главных авраамических религиях, помимо «диалогового» (между Творцом и человечеством) характера истории, наличествует «неслепая», этически определённая — справедливая, созидательная и открытая — заинтересованная в сотрудничестве с человеком позиция Господа.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Если же обобщить всё сказанное, то фатализм — во всех его проявлениях есть система самоопределения человека в его вопросах о целесообразности развития и смысле бытия. В этой системе условно вынесено за скобки, но всегда незримо присутствует высшее творческое начало сущего мира.


— Если я распахну свой разум, вы отберёте его у меня.
— Возможно. Но вернём.
 
NiakrisДата: Суббота, 10.05.2008, 00:12 | Сообщение # 2
Разговорчивый
Группа: Пользователи
Сообщений: 522
Репутация: 7
Статус: Offline
Думаю, да. Я верю в судьбу. Но уверена, что ее можно корректировать.

Во время нашей жизни мы нередко оказываемся в раю, но помним только изгнание...
 
MRXДата: Суббота, 10.05.2008, 00:32 | Сообщение # 3
Опытный
Группа: Пользователи
Сообщений: 249
Репутация: 6
Статус: Offline
Я верю, что мы можем ровно на 50% контролировать судьбу, а 50% не за нами, а дело случая(или Бога).

 
ЛюсиДата: Четверг, 03.02.2011, 20:53 | Сообщение # 4
Абсолют
Группа: Пользователи
Сообщений: 3256
Репутация: 32
Статус: Offline
Уго, первый раз вижу эту тему.

Нет, не верю в фатум, а следовательно - и в предсказания, гадания и пр.
Верю, что все случайно, и мы сами выбираем по какой тропе идти, или к какой нас подталкивают обстоятельства.


Потеряна совесть. Нашедшего просьба не беспокоиться и оставить себе.
 
JadenДата: Четверг, 03.02.2011, 20:57 | Сообщение # 5
Lightbringer
Группа: Пользователи
Сообщений: 1668
Репутация: 21
Статус: Offline
Нет. Хотя и не отрицаю возможность этого, исходя из теории цикличности вселенной

Valar Morghulis!
 
Форум » Разное » Обо всём » Фатализм
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright Survival Horror Games © 2007 - 2024