Регистрация | Вход
Киберпанк - Форум
Приветствую Вас, Зритель · RSS 26.05.2020, 16:49
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Разное » Обо всём » Киберпанк
Киберпанк
NovastormДата: Среда, 27.08.2008, 19:50 | Сообщение # 1
Радикальный мечтатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 3043
Репутация: 42
Статус: Offline
Кибер-панки (англ. cyberpunk, от слов cybernetics — кибернетика и punk — отребье, панк) — поджанр научной фантастики, описывающий мир недалёкого будущего, в котором высокое технологическое развитие (преимущественно в сфере информационных технологий) соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличным беспределом в городских трущобах. Киберпанковые сюжеты часто построены вокруг конфликта между хакерами, искусственным интеллектом и мегакорпорациями. Киберпанковские миры, как правило, являются постиндустриальными антиутопиями и описывают общество, находящееся на пороге бурных социальных и культурных преобразований, где новые технологии используются способами, не предусмотренными их создателями («улица найдёт собственное применение вещам»). Многие отмечают схожесть атмосферы жанра с нуаром.

Виднейшими представителями киберпанка в литературе являются Уильям Гибсон (William Gibson), Брюс Стерлинг (Bruce Sterling), Пэт Кадиган (Pat Cadigan), Руди Рюкер (Rudy Rucker) и Джон Ширли (John Shirley); многие также считают представителем киберпанка или одним из его предшественников Филипа Киндреда Дика (Phillip Kindred Dick), который не вписывается в хронологические рамки киберпанка. В 1980-х годах киберпанк пришёл и в кинематограф, наложив заметный отпечаток на множество фантастических фильмов, снятых с тех пор. Начиная с 1990-х годов определённые тенденции в музыке и в моде также начали связывать с киберпанком, а в мире компьютерных и настольных игр появились ролевые игры в стиле киберпанк. К началу XXI века элементы киберпанка встречаются в большом множестве произведений научной фантастики.

Quote
«Классические киберпанковские персонажи являлись маргиналами, отверженными одиночками, живущими за гранью, как правило, в безысходном будущем, в котором повседневная жизнь подверглась стремительным техническим изменениям, где существует вездесущая цифровая инфосфера и насильственные модификации человеческого тела». (Лоренс Персон)

Определение

Слово киберпанк было придумано писателем Брюсом Бетке, который в 1980 году опубликовал одноимённый рассказ. К киберпанку как таковому рассказ не имеет прямого отношения. Просто один из героев рассказа, хакер, носит характерную панковскую причёску. Однако, именно это слово было использовано редактором Гарднером Дозуа (англ. Gardner Dozois) в его рецензии на романы Уильяма Гибсона. Позднее именно это слово и именно в том смысле, в котором Дозуа обобщил стилистику Гибсона, и стало определением киберпанка как жанра[1]. Оно известно как критерий Дозуа: «High tech. Low life» («Высокие технологии, низкий уровень жизни»). Вторая часть критерия имеет в виду не только бедность, но и незащищённость, бесправие, бесперспективность.

Quote
«Всё, что можно сделать с крысой, можно сделать и с человеком. А с крысой мы можем сделать почти всё. Об этом тяжело думать, но это правда. И это не исчезнет, если мы закроем на это глаза. Вот что такое киберпанк.» (Брюс Стерлинг, эссе «Киберпанк в девяностых»)

История жанра

Киберпанк как жанр научной фантастики был популяризован в начале 80-х годов прошлого века проживающим в Канаде писателем-фантастом Уильямом Гибсоном. После издания романа «Нейромант» (англ. Neuromancer, 1984, иногда переводится как «Нейромантик») Уильям Гибсон стал самым известным писателем в этом жанре. Затем к киберпанку обратилось немало одарённых и весьма различных по стилю американских писателей-фантастов, среди которых можно выделить Брюса Стерлинга, Руди Рюкера и Майкла Суэнвика. Своеобразный пост-киберпанковский стиль характерен также для футуристических романов Нила Стивенсона.

Некоторые считают, что киберпанк появился в значительной степени в противовес утопической фантастике, и что на его появление повлияло развитие информационных технологий в начале 80-х годов, которое не находило адекватного отражения в традиционной научной фантастике того времени. Киберпанк же был нацелен в основном на ближайшее будущее, был технически точен и требовал от читателя хорошей осведомлённости в вопросах развития технологий, особенно компьютерных и сетевых.

В основном произведения киберпанка ориентированы на молодёжную, протестную аудиторию. Сюжетом киберпанковских произведений часто становится борьба хакеров с могущественными корпорациями. Главный положительный персонаж зачастую представляется киберпреступником, маргиналом без системного образования. А мотивация отрицательных персонажей связана с их принадлежностью к правящим миром транснациональным корпорациям или зависимостью от них. Общая особенность лучших произведений жанра заключается в том, что воплощённый в них художественный мир представлен технологической антиутопией. В мире киберпанка высокое технологическое развитие зачастую соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах. После ряда коммерчески успешных экранизаций образы и мотивы киберпанка получили развитие в кинематографе, альтернативной музыке, графических произведениях (особенно аниме) и в компьютерных играх.

Авторы произведений киберпанка становились лауреатами премий «Хьюго» и «Небьюла». В связи с интересом массовой аудитории к альтернативной истории в последнее время свои позиции укрепили авторы стимпанка. В наши дни некоторое распространение получили такие ответвления жанра, как кибертрэш и нанопанк.

Мир киберпанка

Типичные элементы мира киберпанка таковы:

  • киберпространство
  • виртуальная реальность
  • искусственный интеллект
  • киборги, биороботы
  • городские трущобы в постапокалиптическом стиле
  • влиятельные крупные корпорации, т. н. дзайбацу
  • криминальные синдикаты, мафия
  • хакеры
  • киберпреступность, кибертерроризм
  • нанотехнологии, биоимплантаты
  • квантовая физика
  • генная инженерия
  • наркотики и необходимые для выживания лекарства

В некоторых киберпанковских произведениях много действия происходит в киберпространстве, размывающем границу между действительностью и виртуальной реальностью. В таких произведениях описано прямое подключение человеческого мозга к компьютерным системам. Такой киберпанк изображает мир как тёмное, зловещее место, в котором Сеть управляет каждым аспектом жизни людей. Гигантские, транснациональные корпорации подменяют собой правительства, обладая политической, экономической и даже военной силой. Тема борьбы аутсайдеров против тоталитарных или квази-тоталитарных систем типична для научной фантастики и киберпанка в частности, хотя в традиционной фантастике тоталитарные системы являются упорядоченными и государственными.

Среди главных героев в киберпанковских произведениях обычно присутствуют компьютерные хакеры, олицетворяющие идею борьбы одиночки против несправедливости. Намного чаще это бесправные, аморальные, «негероические» люди, оказавшиеся в чрезвычайной ситуации, чем замечательные учёные или капитаны космических кораблей, ищущие приключений. Одним из прототипов персонажей киберпанка стал Кейс из романа Гибсона «Нейромант». Кейс — «ковбой консоли», хакер, предавший мафию. Лишённый своего дара из-за полученной травмы, Кейс неожиданно получает уникальную возможность излечиться, при условии участия в незаконной операции с новоявленными компаньонами.

Как и он, многие киберпанковские протагонисты используются другими людьми или ИИ. Они оказываются в практически безысходных ситуациях, в которых они ничего не понимают. Это антигерои нового мира, неудачники, люди второго сорта, которым предоставляется шанс изменить мир.

Киберпанковские произведения часто используются как метафора современных беспокойств, вызванных крахами корпораций, правительственной коррупцией, развитием средств слежения и отчуждением. Киберпанк стремится взволновать читателей и призвать их к действиям. Часто это выражается бунтарством, которое можно описать как контркультуру контркультурной научной фантастики.

Quote
«Близкое знакомство с авторами киберпанка показывает, что они почти всегда рисуют общество будущего, в котором правительства слабы и жалки… Популярные произведения Гибсона, Уильямса, Кэдигана и других описывают оруэллское сосредоточение власти в XXI веке, но власть почти всегда оказывается в руках богачей или корпоративной элиты.» (Дэвид Брин)

Киберпанк также иногда представляется как описание эволюции Интернета. Виртуальные миры часто выступают под разными именами, такими как «киберпространство», «Сеть» или «Матрица». Важно отметить, что ранние описания глобальных коммуникационных сетей появились раньше распространения Всемирной паутины, тогда когда фантасты, такие как Артур Кларк, предсказали их появление.

Также в киберпанке представлены возможности существования гражданских прав и обязанностей у ИИ, как у загруженного в компьютер человеческого разума, имеющего рассудок и самоанализ. Это вновь поднимает вопрос о том, что наличие разума, сравнимого с человеческим, должно давать таким субстанциям права и статус, подобные человеческим.

Наиболее известные писатели жанра

  • Филип К. Дик
  • Уильям Гибсон
  • Пэт Кэдиган
  • Руди Рюкер
  • Брюс Стерлинг
  • Джек Вомак
  • Джефф Нун
  • Нил Стивенсон
  • Мик Фаррен
  • Льюис Шайнер
  • Джон Ширли
  • Уолтер Уильямс
  • Майкл Суэнвик

Наиболее известные отечественные писатели жанра

  • Панов Вадим Юрьевич

Известные произведения иных авторов

  • Cybernetic Samurai (1985), Виктор Милан
  • Little Heroes (1987), Норман Спинрад
  • The Night Mayor (1990), Ким Ньюман
  • Arachne (1990), Лиза Мэйсон
  • Cyberweb (1995), Лиза Мэйсон
  • Crashcourse (1993), Вильгельмина Бэйрд
  • Clipjoint (1994), Вильгельмина Бэйрд
  • Psykosis (1995), Вильгельмина Бэйрд
  • Trouble and Her Friends (1994), Мелисса Скотт
  • Wildlife (1994), Джеймс Патрик Келли
  • Fairyland (1995), Пол Дж. МакОули
  • Sewer, Gas & Electric (1997), Мэтт Руфф
  • Noir (1998), К. У. Джетер
  • Diaspora(1997), Грег Иган

Русский киберпанк

В русской литературе в начале 1990-х годов также появилось направление, которое можно назвать «русским киберпанком». К наиболее ранним киберпанковским произведениям можно отнести повесть А. Тюрина и А. Щёголева «Сеть» и роман А. Тюрина «Каменный век», изданные в 1992 году. В этих текстах читатель встречается со сложными концепциями взаимодействия человека и компьютерной сети, с машинно-человеческими интерфейсами, органическими и неорганическими киберимплантантами, с цифровыми «двойниками» реальных объектов, с вмешательством компьютерных систем в государственное управление.

Заметным явлением в фэндоме стали написанные в 1990—1993 гг. произведения Д. и П. Криворучко (в основном миниатюрного жанра), прятавшихся под псевдонимами «Сэконд Хэнд», «Любимец Богов Лучше Всех Спрятанный» и рядом других. Объявив себя «первыми русскими киберпанками», эти авторы, хотя и привлекли внимание читателей к темам и концепции киберпанка, на самом деле киберпанками не являлись, попросту используя это понятие в своей постмодернистской игре.

В более поздних произведениях А. Тюрина («Боятся ли компьютеры адского пламени», 1998, «Киберозойская эра», 2003 и «Судьба Кощея в киберозойскую эру») заметны элементы нанопанка. Роман Мерси Шелли «Паутина» можно назвать произведением о машинных интерфейсах человеко-человеческого общения. В последнее время в печати появились произведения ряда молодых авторов, относящих свои произведения к жанру киберпанк — например, Игоря Шапошникова «Кремниевое небо». Часто к киберпанку причисляется трилогия «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко, «Горячий старт» Владимира Васильева и «Там(Город крыс)» Алексея Калугина. Однако по сути эти романы скорее являются «романами о виртуальности» (по определению самого Лукьяненко).

  • Виктор Пелевин: «Принц Госплана» (1991)
  • Мерси Шелли: «Паутина» (1997—1998); «2048» (2000—2004)
  • Сергей Лукьяненко: Лабиринт отражений; Фальшивые зеркала; Прозрачные витражи/
  • Александр Тюрин: «Боятся ли компьютеры адского пламени» (1998); другие киберпанковские произведения А. Тюрина.
  • Степан Вартанов: «Легионеры», «Вирус контакта»
  • Александр Лазаревич: «Сеть „Нанотех“»
  • Вадим Панов: «Московский клуб», «Поводыри на распутье»
  • Мария Семёнова: «Кудеяр»
  • Иван Карасев: «Выря», «Плерома, или Творец и его Тварь»
  • Виктор Бурцев: Алмазные нервы; Алмазная реальность; Алмазный дождь
  • Саша Чубарьян: «Полный Root» (2006)
  • Александр Маркович Белаш и Людмила Владимировна Белаш: тетралогия Война кукол — наиболее близко по атмосфере к классике киберпанка с его городскими трущобами: «Эскорт» — приквел; «Война кукол» — основное произведение; «Роботы-мстители»; «Кибер-вождь»

Кроме того, побывавший в России в 90-е годы Стерлинг охарактеризовал тогдашнее положение дел как «наступивший киберпанк».

Фильмы в жанре «киберпанк»

Фильмы, которые по тем или иным признакам могут быть отнесены к жанру «киберпанк».

  • 2035: Город Призрак (англ. Nightmare City 2035), 2007)
  • Авалон (англ. Avalon, 2001)
  • Аватар (англ. Avatar, 2004)
  • Армитаж: Двойная матрица (англ. Armitage II: Dual-Matrix, 2002)
  • Армитаж: Поли-матрица (англ. Armitage III: Poly-Matrix)
  • Бегущий по лезвию (англ. Blade Runner, 1982, IMDb Title)
  • BLAME! Ver. 0.11 (англ. BLAME! Ver 0.11, 2002)
  • BLAME! Prologue (англ. BLAME! Prologue, 2008)
  • Боевой ангел Алита (англ. Battle Angel Alita, 1993)
  • Версия 1.0 (англ. One point 0), 2004)
  • Газонокосильщик (англ. The Lawnmower Man, 1992, [http://imdb.com/title/tt0104692/ IMDb
  • Газонокосильщик 2: За пределами киберпространства (англ. Lawnmower Man 2: Beyond Cyberspace, 1996, IMDb Title)
  • Дефицит в банке памяти (англ. Overdrawn At the Memory Bank, 1985)
  • Джонни Мнемоник (англ. Johnny Mnemonic, 1995, IMDb Title)
  • Кодер (Фикция) (англ. Cypher, 2002)
  • Матрица (англ. The Matrix, 1999, IMDb Title)
  • Матрица: Перезагрузка (англ. The Matrix Reloaded, 2002)
  • Матрица: Революция (англ. The Matrix Revolutions, 2003)
  • Аниматрица (англ. The Animatrix, 2003)
  • Нирвана (англ. Nirvana, 1997)
  • Отель «Новая роза» (англ. New Rose Hotel, 1998, IMDb Title)
  • Призрак в доспехах (англ. Ghost in the Shell, 1995)
  • Призрак в доспехах: Невинность (англ. Ghost in the Shell: Innocence, 2004)
  • Странные дни (англ. Strange Days, 1995)
  • Тёмный город (англ. Dark City, 1998)
  • Тринадцатый этаж (англ. The Thirteenth Floor, 1999)
  • Трон (англ. Tron, 1982, IMDb Title)
  • Экзистенция (англ. eXistenZ, 2000)

Фильмы с элементами киберпанка

  • Akira (1988)
  • Бегущий человек (англ. The Running Man, 1987, IMDb Title)
  • Бессмертные: Война миров (англ. Immortel (Ad Vitam), 2004)
  • Восходящее солнце (англ. The Rising Sun, 1993)
  • Горец 2: Ускорение (англ. Highlander II: The Quickening, 1991)
  • Девять жизней Томаса Катца (англ. The Nine Lives of Tomas Katz, 2000)
  • Жидкое небо (англ. Liquid Sky, 1982)
  • Искусственный интеллект (англ. A.I., Artificial Intelligence, 2001)
  • Макросс Плюс (англ. Macross Plus, 1994)
  • Пришелец (Самозванец) (англ. Impostor, 2002)
  • Особое мнение (англ. Minority Report, 2002)
  • Побег из Нью-Йорка (англ. Escape from New York, 1981, IMDb Title)
  • Побег из Лос-Анджелеса (англ. Escape from L.A., 1996, IMDb Title)
  • Пока мир существует (англ. Until the End of the World, 1991
  • Разрушитель(англ. Demolition Man,1993)
  • Хакеры (англ. Hackers, 1995, IMDb Title)
  • Час расплаты (англ. Paycheck, 2003)
  • Трансформеры (англ. Transformers, 2006)
  • Яблочное семя OVA (англ. AppleSeed OVA)
  • Яблочное семя (англ. AppleSeed)
  • Яблочное семя: Из машины (как вариант Яблочное семя: Экс машина) (англ. AppleSeed: Ex Machina, 2008)
  • Матрица

Телесериалы и аниме

  • Кибер город Эдо 808 (англ. Cyber City OEDO 808, 1990)
  • Максимальный просвет (англ. Max Headroom)
  • Тёмный ангел (англ. Dark Angel)
  • Призрак в доспехах (англ. Ghost in the Shell)
  • Призрак в доспехах: Синдром одиночки (англ. Ghost in the Shell: Stand Alone Complex)
  • Призрак в доспехах: Синдром одиночки 2 сезон (англ. Ghost in the Shell: Stand Alone Complex 2nd gig)
  • Призрак в доспехах: Синдром одиночки: Общество единого государства (Призрак в доспехах: Синдром одиночки 3 - фильм) (англ. Ghost in the Shell: Stand Alone Complex: Solid State Society)
  • Технолайз (англ. Texhnolyze)
  • Эксперименты Лэйн (аниме, англ. Serial Experiments Lain)
  • Боевой ангел Алита (аниме, англ. Battle Angel Alita)
  • Эрго Прокси (аниме, англ. Ergo Proxy)
  • Бледный Кокон (Ясухиро Ёсиура, аниме, англ. Pale Cocoon)

Комиксы и манга

  • «Детлок-уничтожитель» (Рич Баклер, Даг Мунк, англ. Deathlok the Demolisher)
  • «Акира» (Кацуcиро Отомо, англ. Akira)
  • «Сны оружия» (Юкито Киcиро, англ. GUNNM)
  • «Сны оружия: Последний приказ» (Юкито Киcиро, англ. GUNNM: Last Order)
  • «Noise» (Цутому Нихей, англ. Noise)
  • «BLAME!» (Цутому Нихей, англ. BLAME!)
  • «Biomega» (Цутому Нихей, англ. Biomega)
  • «Abara» (Цутому Нихей, англ. Abara)
  • «Net Sphere Engineer» (Цутому Нихей, англ. Net Sphere Engineer)
  • «Призрак в доспехах» (Масамуне Cиро, англ. Ghost in the Shell)
  • «Призрак в доспехах 2» (Масамуне Cиро, англ. Ghost in the Shell 2)
  • «Трансметрополитен» (Уоррен Эллис, англ. Transmetropolitan)
  • «Ронин» (Фрэнк Миллер, англ. Ronin)
  • «Судьба клинка» (Крис Саррацини, англ. Fate of the Blade)

Киберпанк в музыке

Существует некоторая путаница в отношении того, что представляет собой музыка киберпанк. Здесь речь может идти или о "музыке, которая связана с тематикой киберпанка", или же о "музыке, которую придется слушать в будущей атмосфере киберпанка".

Те, кто заявляет о существовании киберпанка как музыкального стиля, как правило, считают, что все ускоренные, синтезированные и адресованные избранным музыкальные формы - например, dark-elektro, industrial, EBM, IDM, noise, cyber-metal, Digital Hardcore - относятся к киберпанку.

Среди западных исполнителей это:

  • Android Lust
  • Angelspit
  • Anhedonia
  • Aphex Twin
  • Assemblage 23
  • Asylum
  • Atari Teenage Riot
  • Autechre
  • Billy Idol
  • Cat Rapes Dog
  • Censor
  • Clock DVA
  • Colony 5
  • Controlled Collapse
  • Denergized
  • Die Sektor
  • Dope Stars inc.
  • Epinephrin
  • Etienne
  • Frequenz of Future
  • Front Line Assembly
  • Funker Vogt
  • Grendel
  • Haujobb
  • Hypnoscull
  • Implant
  • Information Society
  • Insekt
  • Kill Memory Crash
  • KMFDM
  • mind.in.a.box
  • Neikka RPM
  • Neuroticfish
  • Nullvektor
  • Nurzery Rhymes
  • Orgy
  • Oxyurosis
  • Pneumatic Detach
  • Revolver1010
  • S.K.E.T.
  • Sensogen
  • Shizuko Overdrive
  • Sinthetix
  • Skorbut
  • Skinny Puppy
  • Supreme Court
  • Sutcliffe Jugend
  • Synapscape
  • Tactical Sekt
  • THE Kovenant
  • The Retrosic
  • Tumor
  • Unit:187
  • Welle:Erdball
  • Wynardtage
  • Xianotic
  • Xotox
  • Yelworc
  • Zeromancer

и множество других.

Среди отечественных исполнителей:

  • Адаптация Пчёл
  • Toxigen
  • faCULTy

и множество других.

Игры

  • A.I.M(Механоиды)
  • Anarchy Online
  • Beneath a Steel Sky
  • Black Town
  • Blade Runner
  • Bloodnet
  • Burn: Cycle
  • Chaser
  • Dot Hack
  • Deus Ex
  • Deus Ex: Invisible War
  • Devil Summoner: Soul Hackers
  • Digital Burn
  • Digital Devil Saga: Avatar Tuner
  • Digital Devil Saga: Avatar Tuner 2
  • DreamWeb
  • Enter the Matrix
  • Entropia Universe (Project Entropia)
  • Flashback: The Quest for Identity
  • Final Fantasy VII
  • Hell: A Cyberpunk Thriller
  • The Longest Journey (только Старк)
  • Majin Tensei
  • Majin Tensei II: Spiral Nemesis
  • Minority Report: Everybody Runs
  • The Moment of Silence
  • Neocron
  • Neuromancer
  • Neuro Hunter
  • Oni
  • Restricted Area
  • Shadowrun
  • Shin Megami Tensei
  • Shin Megami Tensei II
  • Syndicate
  • Syndicate Wars
  • System Shock
  • System Shock 2
  • Snatcher
  • Torg
  • Total Recall
  • Two Crude Dudes
  • Uplink
  • War§ow
  • Власть закона
  • Код доступа: Рай

Настольные игры

  • Cyberpunk 2020
  • Cyberspace
  • d20 Cyberpunk
  • GURPS Cyberpunk
  • Shadowrun


— Если я распахну свой разум, вы отберёте его у меня.
— Возможно. Но вернём.
 
Thomas_HewittДата: Воскресенье, 31.08.2008, 09:39 | Сообщение # 2
Повелитель Слова
Группа: Пользователи
Сообщений: 1794
Репутация: 31
Статус: Offline
Я смотрю киберпанк никто не любит.

Я вобще его не читал.

 
NovastormДата: Воскресенье, 31.08.2008, 10:06 | Сообщение # 3
Радикальный мечтатель
Группа: Администраторы
Сообщений: 3043
Репутация: 42
Статус: Offline
Thomas_Hewitt, а народу почти нема.
Да я и сам не особо знаком с этим жанром. happy


— Если я распахну свой разум, вы отберёте его у меня.
— Возможно. Но вернём.
 
JadenДата: Воскресенье, 31.08.2008, 15:33 | Сообщение # 4
Lightbringer
Группа: Пользователи
Сообщений: 1662
Репутация: 21
Статус: Offline
Что касаетца киберпанка... Матрицу ненавижу. Читал С.Лукьяненко всю серию Диптаун. Понравилось

Valar Morghulis!
 
ЛюсиДата: Вторник, 04.10.2011, 12:39 | Сообщение # 5
Абсолют
Группа: Пользователи
Сообщений: 3256
Репутация: 32
Статус: Offline
Интересно было почитать.
Но мне как-то ближе стимпанк.


Потеряна совесть. Нашедшего просьба не беспокоиться и оставить себе.
 
Форум » Разное » Обо всём » Киберпанк
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright Survival Horror Games © 2007 - 2020